Loading...

Зачем мы приходим в танцы?

Авторская статья Наталии Бережновой.

… Я в танце уже очень много лет, с тех пор как моя мама отвела меня, четырехлетнюю девочку в балетный кружок. Я влюбилась в ТАНЕЦ сразу и навсегда! Сначала влюбилась в сам первоначальный момент, когда ты открываешь дверь танцевального класса и попадаешь в другой, совершенно волшебный мир — мир музыки, движения, гармонии и красоты. А потом, я стала влюбляться в те образы, которые рисовала в своем воображении, а мое тело эти образы создавало в реальности. Вот сейчас я принцесса, а сейчас кукла, а сейчас я ветер, а сейчас….., и маленькие ножки бегут по паркету отображая меня саму, только уже немножко другую, дополненную новой частью, той моей частью, которой не хватает в реальной жизни. Урок заканчивался, и заканчивалось волшебство преображения. Но найденная мною частичка красоты и новизны оставалась в душе, оставалась навсегда, создавая мой образ и женский и человеческий. Иногда, я шучу, что я себя «вытанцевала».

Маленькая девочка не знала, что в этом и есть уникальность ТАНЦА — заполнять душевные пустоты и раскрывать в человеке те грани его души, о которых он и сам порой не подозревает. А иногда и подозревает, но сам себе не разрешает проявить их в обычной жизни.

С тех пор прошло много лет, я связала с танцем и свою жизнь, и свою профессию. И это не только работа и не только профессия, а это — огромное удовольствие, подарок неба, когда ты можешь делать то, что тебе нравится, то, что доставляет удовольствие. ТАНЦЕВАТЬ, а также учить этому искусству других людей.

За многие годы работы как профессиональной танцовщицы, педагога и хореографа, я поняла, что нет какой-то стандартной схемы, стандартного метода обучения. Потому, что каждый человек думает по- своему, каждый имеет свои картинки и цвета в голове, свою манеру поведения, свои правила — словом, все, что он несет в себе, свои знания и свои жизненные ценности. Через «мои руки» и «руки» моего бессменного и любимого партнера и супруга, прошло очень много учеников.

Это были разные люди, разного воспитания, социального положения и возраста. Каждый приходил со своей жизненной историей. Взрослые люди всегда приходят в танцы, чтобы что- то поменять в своей жизни, заполнить пустую нишу, которая у каждого своя (эмоции, физика тела, отношения с самим собой и с окружающими людьми и т. д.). И мы, как педагоги, не считаем правильным загружать головы людей миллионом фигур, которые не являются ничем иным, как движением. И если дать человеку возможность почувствовать движение, если он начинает задавать вопросы, ощущать, что происходит с его телом, когда он начинает относиться к себе как к кому- то важному и значимому, он может очень быстро научиться танцевать. Наши ученики называют нас волшебниками…

Иногда очень трудно научить другого человека чувствовать себя, нужно быть очень хорошим психологом. Чтобы понять чего человек хочет, в чем его глубинная проблема, как лучше донести до него информацию, вывести на дорогу танца, движения, показать как возможно пустить партнера в свое пространство, обняться и чтобы он понял, каким прекрасным может быть единство с другим человеком…

Танец — это способ видеть и чувствовать себя и свою жизнь по-особенному. Танец и музыка не находятся в голове, все это находится внутри тела, это те ощущения и чувства, которые они вызывают. Например, вы слышите какую-то мелодию, которая затрагивает вашу душу, какую-то часть вашего тела, и эта часть начинает двигаться. Отсюда рождается танец. Когда вы танцуете, вы танцуете свои ощущения, свои эмоции, свою правду — поэтому у каждого свой неповторимый танец.

Человек может обмануть других, уговорить себя, но его тело никогда не соврет. Наше тело всегда реагирует на наши мысли, чувства, эмоции и «выдает нас с головой «. Наше тело всегда говорит правду о нас. И зная то, как тело реагирует на те или иные внешние и внутренние проявления, можно избежать многих внутренних и внешних конфликтов и получать от танца удовольствие. Ваше тело — как ваш учитель, как инструмент, как зеркало, на примерах движения которого можно увидеть и понять и ваши страхи и проблемы, но и также ваши возможности, которые стоит развивать, чтобы удовлетворить потребности в красоте, в признании, в востребованности, в легкости, в контактности, в принятии себя и других. В этом и есть основная психологическая мотивация танца.

Основная идея танца — встретиться с постоянно изменяющейся физической реальностью, с ее пространством и энергией. Фокус внимания танцующего человека направляется на непрерывное присутствие в теле, на ощущение ими физических и телесных законов, связанных с массой тела и скоростью движения, на осознанности в телесном проживании каждого момента танца.

Танец является и источником энергии, который дает ментальное и телесное расслабление, а также и медитацией, которая дарит переживание безопасности и комфорта, ресурса и силы. Это касается тех моментов, когда человек танцует один, но особенно усиливается, когда танцует пара. Танцующие партнеры откликаются на внешний стимул: движения, прикосновения, взгляд, голос. И обратная связь мгновенна, непосредственна и телесна.

В танце, в отличие от жизни, нет ситуаций, когда человек вынужден ждать обратной связи. Здесь он получает отклик на все движения в ту же минуту, в режиме «здесь и сейчас». И это дает неисчерпаемые возможности, в которых каждый из партнеров осознает одновременно себя и других, создавая диалог. Через это осознание случается принятие телесности. Танцующие попадают туда, где они еще не были, в новое место, в новую форму. И это приводит к тем изменениям в которых человек нуждался на физическом, эмоциональном и бессознательном уровнях.

Танец — как ребенок. Если ты слушаешь, то можешь выразить все, создать все, что ты хочешь создать. И однажды настает тот момент, как с ребенком, когда ты смотришь ему в глаза, и он понимает все без слов. Ты передаешь ему свои чувства. Не нужно говорить, нужно просто чувствовать.

Мы за свою танцевальную карьеру создали и станцевали для публики много красивых, сложных и ярких номеров. Много раз мы слышали  продолжительные овации и восхитительные отзывы и комплименты за честность и профессионализм на сцене. Но самые чувственные  и благодарные отзывы, мы получали от людей, когда уже после всех выступлений, переживаний и стараний, мы тихонько обнимались и просто двигались вместе повернувшись друг к другу сердцем, с благодарностью и любовью где- нибудь …между гримеркой и сценой. Настоящее и естественное всегда трогает до глубины души! Это ключевой момент — танец, это диалог двух сердец!

Сейчас в социальной жизни людям не хватает настоящности, искренности и прикосновений. Большинство людей приходят в танцы именно за прикосновением. Это связано с тем, что в нашей культуре существует запрет на прикосновение и телесность, на открытое выражение своих чувств и эмоций. А прикосновения являются базовой потребностью человека. Мы созданы в союзе двух тел и остаемся связанными с телом матери, пока не перерезана пуповина. И после рождения, мы нуждаемся в прикосновениях, чтобы выжить. Дети к которым прикасаются чаще, которых ласкают и лелеют, вырастают более здоровыми, и у них в дальнейшей жизни меньше эмоциональных и ментальных проблем. Прикосновения воздействуют сразу и на тело и на сознание. » Трогать», » быть тронутым» — означает быть эмоционально вовлеченным. Прикосновения оживляют тело и дают ему свободу выбора.

В парном танце прикосновения необходимы, чтобы двигаться вместе. Контакт приносит в жизнь переживание присутствия, своей сущности и своих границ. И в этом осознании помогает подвижное, живое тело партнера, и это приносит в танец качество удовольствия и творчества.

Работая с движением и танцем, человек развивает гибкость в принятии неожиданного и неизвестного, и вносит это в повседневную жизнь. И это очень важный психологический аспект танца, принимать ситуацию и других людей такими, какие они есть в сиюминутном моменте, без оценки и навязывания своих  стандартов.

Все законы, работающие в социальной жизни через вербальное и эмоциональное общение, могут быть прожиты в танце напрямую через тело. А то, что отреагировано и усвоено телом, гораздо быстрее притворяется в жизнь. Здесь быстрее выявляется то, что не работает, что неэффективно. Танец, как модель жизни, позволяет достаточно быстро осознать края проблемы. Это замечательная возможность — трансформировать их с помощью осознанного намерения и готовности рисковать. И роль движения в такой работе поистине бесценна. Танец учит нас отпускать бесполезные вещи и открываться новому опыту, это практика начинания и завершения. Многие люди достигли большого уровня самопознания и эмоциональной зрелости, практикуя танец.

И если представить, что жизнь каждого из нас — это танец, то каким он будет? Грустным и безрадостным, беззаботным и непринужденным, неторопливым, суетливым или красивым и глубоким. Это зависит от нас самих! Ведь каждый создает свой танец, свою линию судьбы, ищет свои па, чтобы двигаться по дороге жизни. И наверное, весь вопрос в том, с чем и с кем мы воссоединяем себя, с чем восстанавливаем связь, ощущаем единство. Ведь без этого единства — с Божественным, с другими людьми, с самим собой — не родится танец. Может быть это и есть самый главный ответ….

(с) Наталия Бережнова